Тематические секции
 
Участники и партнёры

Новости

Главная » Новости
26.11.2016
Денис Мантуров: проблему контрафакта не решить усилиями только одного государства

О ключевых вопросах, которые поднимались на прошедшем в ноябре IV Международном форуме «Антиконтрафакт-2016» в Ереване, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров рассказал в интервью МИА «Россия сегодня».
 
 
– Денис Валентинович, пожалуй, ключевой вопрос: в чём главная цель проведения форума «Антиконтрафакт»?

– Многие страны начали понимать, что в условиях глобализации проблема защиты своих национальных рынков от незаконного оборота промышленной продукции не может быть решена только усилиями одного государства. Необходимо выстраивать эффективную систему межгосударственных мер противодействия незаконному обороту. Но её нельзя создать просто на уровне рабочего взаимодействия отдельных членов правительства или профильных министерств. Нужно собрать вместе все заинтересованные стороны, дать им возможность общаться напрямую, высказать свою точку зрения на общую проблему. Именно для конструктивного диалога органов власти государств – членов ЕАЭС, представителей бизнеса, науки и общественности мы и проводим уже IV Международный форум «Антиконтрафакт». Только в формате всестороннего обсуждения можно выработать единые подходы к пониманию незаконного оборота промышленной продукции и эффективные меры по борьбе с ним.

– Почему для проведения форума был выбран именно Ереван?

– Проведение Международного форума осуществляется в государствах-членах Союза ежегодно, на ротационной основе.

Так, Первый форум «Антиконтрафакт» прошёл в 2012 году в Москве. Второй форум состоялся в Астане, Третий – в Минске. В этом году форум приняла гостеприимная Армения.

В январе-августе 2016 г. товарооборот между Арменией и Россией вырос на 11,6%, достигнув $803,6 млн. Несмотря на напряжённую внешнеполитическую и экономическую обстановку, Россия остаётся основным торговым партнёром Армении. Растёт экспорт армянских товаров в страны – участники ЕАЭС.

Я уверен, что атмосфера Еревана – современного города с историей, насчитывающей почти три тысячи лет, благоприятно повлияла на качество принятых на форуме резолюций.

– Насколько проблема контрафакта актуальна для России и других участников ЕАЭС?

– Незаконный оборот товаров – одна из самых острых проблем, она наносит прямой урон интересам наших государств. В России по разным секторам он составляет от 5 до 30%. Приведу пример. Китай в 2015 году экспортировал в Россию товаров лёгкой промышленности более чем на 10 млрд долларов. На Российской границе зафиксирована только половина этого объема, то есть разрыв в «зеркальной статистике» – 56%! Только по легкой промышленности в сферу нелегального оборота в год попадает товаров на сумму порядка 5 млрд долларов.

Роскачеством опубликованы результаты исследований порядка 1300 товаров из 33 категорий. Выявлено несоответствие заявленной маркировке. Например, в товарах того же легпрома зачастую заявлено 80% натуральных материалов, а по факту мы видим 80%-уюсинтетику. Важно заметить, что, как правило, несоответствия товаров по санитарно-гигиеническим показателем – воздухопроницаемости и гигроскопичности из-за низкого качества исходного сырья, которое ввозится, при этом, качество обработки материалов и пошива в стране – на высоком уровне.

У наших коллег похожая ситуация. Это серьёзный ущерб для экономики, искажение конкурентной среды, а главное – потенциальный риск для здоровья и жизни граждан.

– И каким образом страны – участники ЕАЭС планируют бороться с этим бедствием?

– Я вас поправлю: мы не планируем, мы уже активно боремся и довольно успешно. В 2015 г. указом Президента России создана Государственная комиссия, которая на федеральном уровне координирует деятельность по противодействию незаконному обороту товаров. В регионах аналогичные комиссии возглавляются непосредственно губернаторами.

Всего за год работы Госкомиссия подготовила ряд законодательных инициатив по наиболее проблемным в части контрафакта отраслям. Например, сформирована концепция законодательного регулирования по противодействию использованию в авиации «неаутентичных» комплектующих. Разработан упрощённый порядок уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности. Ужесточены меры ответственности за нарушение прав потребителей в сфере интернет-торговли, за несоблюдение требований к качеству моторного топлива. Первоочередные меры по борьбе с контрафактом отражены в проекте Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации до 2025 года, которая будет принята до конца этого года.

В декабре планируется представить на рассмотрение главам наших государств Таможенный кодекс ЕАЭС.

Наши партнёры по Евразийскому союзу положительно оценили опыт работы Госкомиссии. В Казахстане создана Межведомственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Беларусь решает вопрос о создании такой же структуры, и мы уже приняли совместное заявление о взаимодействии в сфере противодействия незаконному обороту продукции. Аналогичный документ мы подписали на полях форума «Антиконтрафакт» с Министром экономического развития и инвестиций Армении Суреном Караяном.

Как видите, мы активно действуем по всем направлениям. Конечно, многое ещё предстоит осуществить, но начало положено, и оно, на мой взгляд, вполне успешное.

– Сейчас много говорят о проекте по маркировке меховых изделий. Можете сказать, насколько этот проект оправдал себя?

– С августа 2016 г., по данным ФНС России, в системе маркировки меховых изделий уже зарегистрировались около 8 тысяч участников, заказано и изготовлено более 6 млн марок на меховые изделия – это в 16 раз больше официальных данных по обороту за 2015 год! А ведь, исходя из имеющейся статистики, объем рынка составлял не более 300 тысяч изделий в год. Как видите, эффективность этой системы очевидна не только экспертам, но и простому обывателю. С 1 января 2017 г. начнём эксперимент по добровольной маркировке отдельных видов лекарственных средств. Прорабатывается введение маркировки на товары лёгкой промышленности, ценные породы древесины, авиакомпоненты.

– Какие цели «на фронте» борьбы с контрафактом Вы ставите на среднесрочную перспективу?

– Темпы интеграционных процессов в ЕАЭС возрастают. Более того, за последнее время активизировались переговоры на высшем уровне о сближении ЕАЭС с АСЕАН и ШОС, а на Петербургском экономическом форуме Президент России предложил создать большое партнёрство в Евразии, в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие государства. Евразийский экономический союз всё больше заявляет себя в качестве ядра континентальной интеграции. И нам необходимо в очень сжатые сроки отработать ключевые механизмы взаимодействия, в том числе в части противодействия нелегальному обороту. 

Ключевая цель – формирование цивилизованного рынка товаров и услуг.  И здесь важно усиление роли институтов гражданского общества, применение механизмов общественного контроля по выявлению нелегальной продукции, повышение этики предпринимательской деятельности. Задача – не столько ужесточить наказание за незаконный оборот продукции, а создать такие условия на рынке, при которых ведением нелегальной деятельности станет просто невыгодным.

Совместные усилия стран – участников ЕАЭС должны привести к 2020 г. к снижению доли незаконного оборота в ключевых отраслях промышленности до двух раз, по сравнению с 2014 г.

Источник

 


 
Прямая речь
Денис МАНТУРОВ
Защитить национальные рынки возможно только общими усилиями стран ЕАЭС
 
Часто
задаваемые
вопросы
Каким образом защитить себя от некачественной и фальсифицированной продукции?
Какие законы устанавливают ответственность за контрафакт?
Чем контрафакт и фальсификат отличаются друг от друга?
 
Задать вопрос
 
Организаторы
 
Официальный партнёр
При содействии
 
наверх