Модератор:
Леонидов Константин Владимирович - Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России, Заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по осуществлению защиты и повышения качества контроля рынка промышленной продукции при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Спикеры:
Саратовкин Виктор Федорович – исполняющий обязанности Председателя Правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», Вице-президент по продажам и логистике АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» - отметил положительный опыт цементной отрасли по противодействию незаконному обороту продукции на рынке РФ и о необходимости его распространения на территории Евразийского союза
Пак Денис Клеметьевич – Директор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России - рассказал о важности и необходимости принимаемых решений и запланированных мер в рамках деятельности Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
Кулешов Алексей Владимирович – заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - в своем выступлении рассказал о деятельности надзорного органа и о проводимых мерах по борьбе с контрафактом и фальсификатом на рынке строительных материалов
Куприн Роман Григорьевич – заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России – осветил тему подтверждения соответствия продукции, как меры госрегулирования выхода продукции на рынок и рассказал о необходимости промышленной кооперации промышленности строительных материалов на пространстве ЕАЭС, через создание техплатформы ЕАЭС
Хасанов Жайык Талапович – начальник Управления межотраслевой координации Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в своем выступлении отметил, что на рынке Республики Казахстан имеется контрафактная продукция, в том числе поставляемая иностранными производителями. Также рассказал о мерах, принимаемых государством, по недопущению проникновения на рынок контрафактной продукции
Шахов Владимир Михайлович - председательТехнического комитета 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» рассказал о роли стандартизации в борьбе с контрафактной продукцией
Борисов Иван Николаевич – заведующий кафедрой технологии цемента и композиционных материалов БГТУ им. Шухова, д.т.н., профессор и
Симонян Анаит Паруйровна – директор Фонда инновационного и промышленного развития, Республика Армения поддержали создание технологической платформы ПСМ ЕАЭС, к.э.н., доцент
Гузь Владимир Александрович - управляющий партнер ООО «СМ ПРО»
Сахарова Наталья Викторовна – Генеральный директор НП Международная Ассоциация «Электрокабель»
Борисов Роман Николаевич - Управляющий Ассоциацией «Союз производителей сухих строительных смесей»
Квашнин Александр Васильевич – Исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО».
Участники Секции 4 - представители Евразийской экономической комиссии, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Армения и других органов власти Евразийского союза, Международной ассоциации «Антиконтрафакт», НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», ведущих компаний, общественных, научных, экспертных организаций Евразийского союза обсудили следующие вопросы:
Противодействие незаконному обороту продукции строительных материалов, путем развития стандартизации и повышения эффективности надзорных органов;
Реализация принципов нотификации в РФ и в ЕАЭС;
О промышленной кооперации ПСМ ЕАЭС и проекте соглашения о
создании технологической платформы ПСМ ЕАЭС;
Особая роль экспертов в техническом регулировании.
РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ:
В целях выработки и принятия мер государственного регулирования по противодействию незаконному обороту продукции промышленности строительных материалов:
Необходимо:
ужесточение административной и уголовной ответственности в законодательстве всех государств-членов ЕАЭС за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, несоответствие качественных и весовых характеристик и нарушения обязательного нанесения маркировки, а также ее отсутствия, нарушения правил и требований обязательного подтверждения соответствия (сертификации и декларирования);
повышение эффективности и координации действий контролирующих и правоохранительных органов;
проведение членами ЕАЭС на своей территории мониторинга безопасности продукции, в том числе сбор и анализ информации о случаях причинения вреда;
обмен информацией об опасной продукции между государствами-членами Союза;
создание информационной системы об опасной продукции.
Для создания эффективно действующей системы нотификации, действующей на Евразийском экономическом пространстве, целесообразно:
принять решение Совета глав государств о введении процедуры нотификации аккредитованных органов по сертификации для работы по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Союза;
разработать и утвердить единые критерии, принципы и процедуры нотификации;
создать Координационный комитет по вопросам нотификации и работы нотифицированных органов;
разработать и утвердить систему рассмотрения апелляций и претензий к работе нотифицированных ООС как на национальном уровне, так и в рамках ЕАЭС;
внести необходимые изменения в порядок формирования и ведения Единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
После проработки вопроса на уровне Евразийской экономической комиссии необходимо привести в соответствие национальные законодательства государств - членов Союза, в частности определить государственные органы (орган), которые наделяются полномочиями по проведению нотификации.
Для решения вопроса промышленной кооперации промышленности строительных материалов необходимо создание технологической платформы ЕАЭС задачами которой выступят:
формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие международной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
повышение производственного потенциала промышленности строительных материалов на основе технического перевооружения и модернизации производства, внедрения прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от ведущих стран мира в данной промышленности;
повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции для населения, приоритетных отраслей экономики, входящих в Евразийскую экономическую комиссию;
стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности НИОКР и развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;
углубление процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториального и межотраслевого взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;
развитие машиностроения для промышленности строительных материалов;
развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка;
использование международного кадрового рынка для привлечения к новым разработкам ведущих зарубежных специалистов;
формирование и поддержание международного статуса ЕЭК как территории высоких технологий и зоны ускоренного технологического развития.
В части решения вопроса определения правового статуса эксперта-аудитора необходимо:
урегулировать пробел в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и нормативной базы Евразийского экономического сообщества в обязательной сфере подтверждения соответствия, который не позволяет установить квалификационные требования к экспертам аудиторам и порядок подтверждения компетентности экспертов-аудиторов, путем принятия закона;
предусмотреть установление административной ответственности сотрудников испытательных лабораторий (центров) за нарушение правил проведения исследований (испытаний) и измерений продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Это позволит снизить долю недостоверных и (или) необъективных исследований (испытаний) и измерений в данной сфере.