Тематические секции

Техническое регулирование и правовые вопросы защиты и повышения качества контроля рынка

 

 

Модератор:

Абрамов Алексей Владимирович - Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Спикеры:

  1. Протасов Максим Александрович – Руководитель «Российской системы качества» (Роскачество).

  2. Курмангалиев Серик Шолпанкулович – генеральный директор Национального центра аккредитации Республики Казахстан.

  3. Новикова Мария Викторовна – заместитель начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

  4. Малков Михаил Владимирович - международный консультант FAO.

  5. Дорофеев Богдан Юрьевич – директор по правовым и корпоративным вопросам ООО «Холдинг Кабельный-Альянс».

  6. Никитичев Иван Владимирович - заместитель председателя Ассоциации Производителей Детских Автокресел «ПРИОРИТЕТ».

  7. Кабанов Илья Павлович – советник Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии.

  8. Романовский Александр Анатольевич – руководитель инспекции по Минской области и г. Минску Госстандарта Республики Беларусь.

  9. Лобанов Сергей Васильевич - Руководитель Экспертной службы Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

  10. Мигачев Борис Сергеевич - советник председателя Общественного Контроля России.

Участники секции «Техническое регулирование и правовые вопросы защиты и повышения качества контроля рынка» (№ 3) по итогам состоявшегося обсуждения считают необходимым отметить, что сложившаяся ситуация в сфере защиты и контроля рынка требует согласованных действий государства, бизнеса и общества, направленных на решение проблемы оборота контрафактной, фальсифицированной и небезопасной продукции. Очевидно, что прямое госрегулирование качества продукции и услуг или, наоборот, полное отстранение регулятора от вопросов качества являются результатами государственной политики, которые не создают в долгосрочной перспективе благоприятного климата для улучшения качественных характеристик продукции.

В этой связи важным мы считаем совершенствование государственной политики в целях построения и развития национальной инфраструктуры качества, а также создания в долгосрочной перспективе благоприятного климата для развития конкурентной среды за счет скоординированных действий национальных органов по стандартизации, аккредитации и метрологии.

Также считаем необходимым создание эффективной и действенной системы контроля качества товаров, реализуемых в рамках электронной торговли, а также предоставление потребителю доступной и достоверной информации о качестве приобретаемой продукции.

Нами были определены следующие ключевые проблемы в сфере технического регулирования, а также защиты и повышения качества контроля рынка:

  1. отсутствие инфраструктуры качества (стандартизация, метрология и испытания, аккредитация и сертификация);

  2. необходимость актуализации технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 18/2011)
    в части сертификации детских удерживающих устройств;

  3. необходимость установления повышенных требований качества – разработка опережающих стандартов;

  4. отсутствие действенных системных мер по защите прав и интересов участников трансграничной торговли с третьими странами, развитой
    IT-инфраструктуры;

  5. низкая эффективность государственного контроля на рынке, необходимость перехода на риск-ориентированный подход при планировании контрольно-надзорных мероприятий;

  6. дезинтеграция и разгосударствление дорыночного регулирования;

  7. распространение явлений недобросовестной сертификации, фальсификации и торговли сертификатами соответствия без выполнения реальных работ; отсутствие мер по пресечению этих негативных явлений и ответственности перед обществом и законом.

 

Участники секции обсудили следующие вопросы:

  1. Повышение качества и контроля качества товаров, разработка опережающих стандартов.

  2. Техническое регулирование и актуализация технических регламентов.

  3. Проведение процедуры сертификации в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и проблемные вопросы для участников рынка.

  4. Законодательные новации государств-участников ЕАЭС в области качества и безопасности товаров.

  5. Текущая деятельность органов по сертификации и повышение достоверности проведения сертификации.

  6. Результаты деятельности контрольно-надзорных органов власти,
    а также механизмы противодействия незаконному обороту небезопасной, контрафактной и фальсифициранной продукции в различных отраслях.

  7. Международный опыт борьбы с оборотом небезопасной, контрафактной и фальсифицированной продукции.

  8. Вопросы защиты прав и интересов участников трансграничной электронной торговли с третьими странами.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ:

1. Наладить сотрудничество и техническую поддержку в рамках ЕАЭС по линии органов по стандартизации, аккредитации и метрологии, развитию испытательных возможностей, обмена опытом построения наилучших практик построения национальной инфраструктуры качества.

2. Активизировать работу в рамках ЕАЭС по построению эффективной инфраструктуры качества на основе следующих векторов государственной политики:

определение долгосрочных приоритетов по стимулированию производства и потребления продукции, отвечающей передовым, «опережающим» стандартам;

определение ответственного органа власти (или публичной компании) за инфраструктуру качества.

развитие технологических возможностей испытательных лабораторий;

содействие субъектам МСП в получении качественных и доступных услуг по испытаниям при выпуске продукции на рынок;

предоставление допустимых преференций при размещении госзаказа;

изменение принципов юридической ответственности для нарушителей.

3. Активизировать деятельность государств-членов ЕАЭС по защите прав и интересов участников трансграничной электронной торговли с третьими странами.

4. Внедрять современные инструменты и технические средства защиты и обеспечения прослеживаемости.

5. Поддержать инициативы по законодательному закреплению понятий «фальсифицированная промышленная продукция», «принудительный отзыв продукции», ужесточение требований в сфере сертификации, усилению ответственности недобросовестного предпринимателя, в том числе путем введения оборотных штрафов, обязательного возмещения убытков пострадавшей стороне в ощутимых размерах.

6. Контролирующим органам государств-членов ЕАЭС более активно применять механизм принудительного отзыва продукции, а также поддержать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование механизма принудительного отзыва продукции.

7. Ускорить принятие пакета документов Евразийской экономической комиссии, регулирующих вопросы обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

8. Поддержать предложения по включению в правила сертификации детских удерживающих устройств обязательное тестирование образцов на территории ЕАЭС и введению обязательных требований о проведении производителем регулярных омологационных испытаний на территории ЕАЭС.

9. Рекомендовать специалистам в области ветеринарии и владельцам животных информировать соответствующие контролирующие органы о неблагоприятных последствиях применения лекарственных препаратов и случаях выявления недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

10. Рекомендовать отраслевым ассоциациям в рамках отдельных отраслей применять положительный опыт саморегулирования производителей кабельно-проводниковой промышленности.

 

 

 

 

 
наверх